Свобода, обретенная на Родине.
Айтек Дуг - художник, путешественник, творческий, одухотворенный, удивительно позитивный человек, любящий мир во всех его красках, великолепии и многообразии. Таким знает его весь адыгский мир, такое представление о нем складывается у всех, кто соприкасается с творчеством Айтека, таким он предстает на страницах своих аккаунтов в Фейсбуке и Инстаграм. Но все намного глубже…
Айтек Дуг – один из тех, о ком писал Баграт Шинкуба. «Последний из ушедших», к счастью, оказался не последним, а потомком выживших в изгнании убыхов. Кавказская война, послужившая причиной вынужденного переселения адыгов-черкесов на чужбину, практически уничтожила субэтнос убыхов. Оставшиеся единичные семьи эмигрировали и оказались на турецком берегу Черного моря.
Убыхский род Дуг, которому принадлежит Айтек, родом из аула Шэхашъхьэ («Шахэ» – название реки, «шъхьэ» – над рекой, во главе) – современный Адлерский район Краснодарского края, а если быть точнее, это место, на котором размещался убыхский аул, теперь входит в охраняемую территорию Кавказского государственного биосферного природного заповедника. Прапрадеду Айтека - Исламу (Хаджи-Исламу) было 12 лет, когда он со своей семьей покинул родной аул. Оказавшись в Турции, они поселились недалеко от Самсуна. Убыхский поселок Сыралы и сегодня в числе немногочисленных поселений Турции. Сам Айтек всего лишь несколько раз ездил туда. В нем проживало около 80-ти семей. В 1922 году в ауле открыли школу и убыхские дети начали изучать турецкий язык. И так было во всех поселениях черкесов, что способствовало их ассимиляции. Тем не менее, они сохранили свои фамилии, старшие передавали язык и обычаи последующим поколениям. Пришло время, и мечтавшие о родной земле смогли вернуться на историческую родину. Среди них и Айтек Дуг – представитель 5-го поколения рожденных на чужбине убыхов. Он стал первым студентом - репатриантом, который вернулся на родную землю в 1991 году.
«Отец Аладин - из убыхского рода Дуг, мать Самиха – из рода Меретуковых», - начал историю своей семьи Айтек. - «Мой отец 5-6 лет работал в Германии, в 1973 году он вернулся в Турцию, в этом же году я родился в Самсуне. Учился в школе, затем поступил в университет на факультет изобразительного искусства. Я учился на втором курсе, когда решил вернуться на Родину. Мной руководило непреодолимое желание увидеть родную землю и жить на исторической Родине – в Адыгее. Первым вернулся я, потом, в 1993 году – наша семья: отец, мать, старший брат Уфук и сестра Барина. Отец умер уже здесь в 2007-м.»
Зимой 2021 года ушел из жизни и старший брат Айтека. Теперь он опора для матери, сестры и семьи Уфука. За улыбкой и легкостью в общении, глубоко в сердце спрятаны чувства совсем другого Айтека – человека, который перенес утраты и душевные переживания. Многое отражается в его творчестве. Истории народа, его судьбе посвящены картины в графике.
«Вернувшись в Адыгею, я продолжил обучение по специальности в училище искусств имени У.Х.Тхабисимова. Очень помогла Елена Викторовна Абакумова. Я благодарен всем, кто помог в то время. Интересно общаться с нашими художниками старшего поколения. Бываю на их пленэрах», - рассказывает художник. Вернувшись в 18-летнем возрасте, Айтек возмужал, состоялся как художник, стал известен уже на Родине. Хотя в университете Самсуна его талант не остался незамеченным для турецких преподавателей. Они не хотели отпускать подающего надежды, молодого, талантливого художника. Однако выбор был сделан.
Оказавшись на Родине, Айтек стал по-настоящему свободен. Красота родной Адыгеи его вдохновляла, а творчество стало многогранным – масло, акварель, графика, поэзия, фотография, позже открылось непреодолимое желание увидеть мир, тяга к путешествиям. Айтек говорит: «Художник – не ремесленник. Он должен развивать свою душу, мозг, выходить из себя, быть любопытным, бывать в музеях мира – например, в Лувре, в музеях Ватикана, Амстердама… Я всю Европу охватил в путешествиях. В одной Италии был в 38-ми городах, тогда как в Турции, в которой родился, всего в 17-ти ее городах», - Айтек смеется. «А какая страна или город привлекли, запомнились больше всего? – спрашиваю его. Он отвечает, как истинный художник: «Куда ни поеду, в то место и влюбляюсь».
Он тщательно изучает маршрутизацию своих путешествий, да так, что у случайных попутчиков складывается впечатление, что он местный житель. Так было в Италии, в Венеции, когда Айтек, добираясь до своей гостиницы на площади Сан-Марко, ночью помог одной русской паре найти их гостиницу, пробираясь по узким улочкам и лабиринтам итальянского города. За такого путешественника можно быть спокойным – не потеряется нигде и никогда. Неизведанные места и новизна их восприятия, эмоции и чувства от новых путешествий постоянно зовут его в дорогу. Пандемия и закрытые границы помешали продолжить интересные маршруты по миру. При этом Айтек не забывает свою Родину – адыгский флаг всегда с ним. Он разворачивает его и на площадях, и на фоне исторических, архитектурных памятников посещаемых городов, и на фоне удивительных пейзажей европейских пригородов. Помимо адыгейского, турецкого, русского языков, он владеет итальянским, испанским, английским. «По чуть-чуть», как говорит Айтек. При этом, его открытость, коммуникабельность дают ему возможность свободного общения: «Люблю людей, от них заряжаюсь, и их заряжаю!» - признается наш герой, и на самом деле это качество Айтека знают все, кто с ним знаком. Родственники и друзья также знают, как любит Айтек готовить: «Приготовление еды - тоже творчество, я как будто рисую», - и в этом признается Айтек. По тому, как он рассказывает о времени, проводимом на кухне за приготовлением долмы, рыбы или сладостей, чувствуется, что и в этом деле ему равных нет. Не зря говорят, что одаренный талантом человек – талантлив во всем или, по крайней мере, в схожих творческих сферах - и это правда.
В этот неблагополучный для заграничных путешествий период Айтек встает в 5 часов утра и гуляет по Майкопу, впитывает энергетику утренней зари и окружающего мира: «Люблю животных, собак, котов, интересно их фотографировать, уметь слышать их. Мир – прекрасен! Уметь запечатлеть - это тоже часть искусства. Художник должен видеть кадр. Главное – чувствовать великолепие заранее. А бывает, что хочется лежать весь день, а потом неудержимо путешествовать».
Внутренняя свобода Айтека дает право выбора последующих действий и наполняет особым вдохновением, которое позволяет почувствовать предвкушение перед познанием чего-то нового.
«Я люблю детей, могу долго сидеть с ними, общаться, рисовать. Например, такого возраста, как внучка вашего режиссера Брамхан – Мерэм. Детей многому надо учить, но и у них учишься. Я люблю меняться. Тот, кто не меняется, тот не развивается…» 
По рассказу Айтека, он много работал в сфере бизнеса. Был переводчиком в Сочи, там же работал менеджером в строительной компании, 12 лет проработал в Москве, в сфере текстильного бизнеса. Однако перспектива будущего текстильного магната не привлекла. Дух свободного художника одержал победу! Так он вернулся в свой творческий мир.
«В душе я очень одинок…», - признается Айтек. Ловлю себя на мысли, что не соотношу это признание с ним, как будто речь идет о другом человеке. Степень его открытости и доверия обезоруживает, располагает к нему еще больше. Неожиданная параллель мысленно пронизывает меня: «Айтек, вы чем-то похожи на Хэменгуэя…» - озвучиваю я свою мысль. «Возможно…» - соглашается он. «Когда я работал в Москве, жил вместе с кубинцами. Отец моего друга-кубинца был знаком с Хеменгуэем, и он рассказывал, что они общались».
«А какой цвет, как художник, ты любишь больше всего?» - этот вопрос я всегда задаю художникам. Мухадин Кишев - кабардинский художник, живущий в Испании, говорил, что у художника не может быть любимого цвета. Сегодня – это один, завтра – другой. Каждой работе подбираются свои цвета. Айтек отвечает: «Любимый цвет – дело настроения. Вообще тяготею к черному и белому. В художественном искусстве – это пятна. Черкесская историческая тема тоже в моем творчестве выполнена в графике, исторической хронике подходит этот стиль. Синий и оранжевый, их сочетание очень подходит друг другу, как у Ван Гога». Графика и яркие сочетания цветов - про себя отмечаю я, и тут же вспоминаю его фотографии с путешествий, которые он выкладывает на своих страницах: яркие желтые, оранжевые домики, на фоне синего моря южных городов Европы или величественных гор европейской альпики. Он – всегда в центре, с растянутым зеленым полотнищем, с 12-тью желтыми звездами и тремя стрелами, копьями вверх, – более жизнеутверждающего флага нет ни у одного народа в мире. Все сходится – любимые цвета, философия души и окружающий мир – вот она настоящая космическая гармония. Не каждому художнику такое дано.
Айтек Дуг – неслучайный самородок в изобразительном творчестве. Многие его родственники в Турции известны именно как художники. Среди них Рухи Дуг – агроном по профессии, профессор университета Анталии, известен как художник.
Дзыбов Кязым (его мать родная тетя Айтека) преподает в университете Адана изобразительное искусство, пишет книги, по которым преподают изобразительное искусство в университетах Турции.
Двоюродная сестра Айтека Йонджа Дуг – художница, принимала участие в выставке художников адыгской диаспоры, которая проходила пару лет назад в Выставочной галерее Майкопа. Отец Йонджи – дядя Айтека также рисовал.
Сам Айтек первый раз показал свои работы в салоне Мадины Саральп в Нальчике, в 2012 году. Тогда с костюмами Мадины было выставлено около 20 картин Айтека. В конце 2019 - начале 2020 годов в Северо-Кавказском филиале ГМВ, в Майкопе была организована первая персональная выставка Айтека Дуга, на которой представили 70 работ художника, в том числе выполненных в графике, маслом и акрилом, фотографии с мобильного телефона.
«За организацию и проведение этой выставки я очень благодарен Нафисет Кушу, Фатиме Сулеймановой, Ларисе Хуако. Они буквально заставили меня собрать и подготовить к выставке свои работы. Я думал, что еще не готов…» - вспоминает Айтек.
Я была на открытии этой выставки, и помню, что большое количество гостей и почитателей творчества Айтека Дуга, которые собрались тогда в Северо-Кавказском филиале, Нафисет Кушу напомнило приезд Зураба Церители – Президента Российской Академии художеств и Михаила Шемякина. Их посещение Северо-Кавказского филиала сопровождалось таким же большим количеством гостей. Лестное сравнение еще больше тогда смутило Айтека, который был и так немногословен на открытии своей выставки. Правда, с удовольствием фотографировался со всеми желающими запечатлеть свое присутствие на его выставке. Что мы тогда и сделали. Фото с Айтеком есть в моем личном архиве.
Работы Айтека сегодня пользуются большим спросом. Ими украшают интерьеры гостиниц, кафе и ресторанов Майкопа, а также туристических объектов региона. Он выполняет работы и на заказ. Национальная историческая тема остается главным лейтмотивом его творчества.
«Айтек, а вам не предлагали преподавать изобразительное искусство, вы сами не задумывались об открытии детской художественной школы?» - вопрос не был для него неожиданным.
«Были разные предложения. Но пока я выбираю образ жизни свободного художника. Я из другого теста…» - он улыбнулся, и я поняла, что это не боязнь ответственности, а позиция свободного художника.
Истинный художник, наверное, должен быть свободен, иметь возможность видеть мир, и творчество великих мастеров прошлого в самых известных музеях мира – с мнением Айтека невозможно не согласиться. Однако пандемия внесла коррективы в нашу жизнь. Путешествия Айтеку пришлось пока отложить. Конфедерация Кавказских Хасэ Турции (КАФФЕД) и министерство культуры Абхазии не раз предлагали Айтеку Дугу провести персональные выставки его работ в Турции и Абхазии. И как только санитарно-эпидемиологическая обстановка улучшится и откроются границы, Айтек думает осуществить эти проекты.
- Айтек, желаем вам большого творческого пути! И пусть у вас будет много интересных поводов для встреч с почитателями вашего творчества!
- Спасибо вам.
P.S.: Главное, как говорит художник, чувствовать великолепие, красоту этого мира заранее. На самом деле это легко. Просто нужно быть открытым и готовым к этому.
Замира Тов
Заслуженный журналист РА