Top.Mail.Ru

Происхождение черкесского флага

Image description

Самир Хотко. Доктор исторических наук

К тому времени, когда Черкесия оказалась втянута в вековое соперничество держав за Кавказ, она прошла долгий путь социального и полити­ческого развития. Черкесию можно с полным на то основанием определить как конфедеративное государственное образование, в котором происходили консолидационные процессы, направленные на форми­рование национального госу­дар­ства. Отражением этойглав­ной тенденции в общест­венной жизни адыгов стало появление общенационального флага.

В исторической литературе часто встречается утверждение, что флаг независимой Черкесии был изобретен Д. Уркартом (David Urquhart, 1805 — 1877), секретарем британского посольства в Стамбуле, который в этот период начал свою карьеру одного из наиболее влиятельных политических деятелей Британской империи. Сам Д. Уркарт подчеркивал, что авторство и даже сама идея создания флага принадлежит ему. Знамя в трех экземплярах было прислано Уркартом в Черкесию в июне 1836 г.: «Дауд-бей (мусульманский псев­доним Уркарта, прим. С. Х.) прислал для шапсуг, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный королем черкесам»1. В докладной записке начальника штаба войск Кавказской линии (февраль 1839 г.) отмечается, что «флаг этот называли Делиберти»2. Название «Делиберти», очевидно, восходит к «The Liberty», то есть, «Свобода».

[caption id="attachment_91186" align="aligncenter" width="800"]Герб «Кабардинской земли» 1672 г. См.: РГАДА. Ф. 135. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ. Ед. хр. 401. «Титулярник» 1672 г. («Большая государственная книга»).  Герб «Кабардинской земли» 1672 г. См.: РГАДА. Ф. 135. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ. Ед. хр. 401. «Титулярник» 1672 г. («Большая государственная книга»). [/caption]

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что как единственный трехдневный визит Д. Ур­карта в Черкесию в 1834 г., так и последующие англо-черкесские контакты осуществлялись через посредство и в определенной степени руководство полномочного черкесского представителя в Османской Турции Сефербея Заноко (1789 — 1859). По крайней мере, без санкции «посла Черкесии» Д. Уркарт не должен был бы брать на себя столь важное дело. Согласно Дж. Бэллу, флаг получил в Черкесии название Санджак-Шериф, то есть так, как назывался главный флаг Османской империи. Его привез из Турции некий молодой человек Хатажук, приближенный известного военачальника Шурухуко Тугуза. Хранился флаг в ауле главного кадия области Натхокуадж Мехмета-эфенди 3. Эд. Спенсер сообщал, что первый экземпляр флага был вышит руками черкесской княжны, проживающей в Стамбуле.

Название Санджак-Шериф означает «Священное знамя» или «Знамя пророка» (санджак — тур. знамя, провинция, государство; шериф — араб. знатный, благородный)4. Константин Базили, один из основоположников российской шко­лы востоковедения, писал: «Сан­джак-Шериф был сперва чалмой одного из магометовых воинов, потом сделался первым знаменем исламизма и халифов; он перешел к турецким султанам вместе с халифатом после завоевания Каира Селимом I. Его выносят обыкновенно в лагерь, когда сам султан или верховный визирь предводительствует армией»5.

Представление данного флага как символа священной, религиозной борьбы сопряжено с идеей газавата (в арабской традиции так именовались сражения и походы с участием пророка Мухаммада): с 20-х годов XIX в. сопротивление царской агрессии считалось черкесами газаватом6. О практике жалования султанского знамени черкесским вождям сообщал в 1812 г. подполковник Буцковский, отметивший, что старший князь Бесленея Мурзабек Каноков имеет «султанское знамя, около коего в военное время собираются все подвластные ему народы»7.

С. Заноко, по всей видимости, имеет прямое отношение к созданию флага. Исторические генеалогические корни адыгского флага связаны со зна­менем вали (старшего князя, пщы­шхуэ) Кабарды Кучука Джан­хотова, на котором изображены «две скрещенные стрелы, обращенные острием верх, и три звезды — символ объединенной Кабарды»8. В свою очередь, флаг Джанхотова восходит к гербу «Кабардинской земли», созданному для «Царского титулярника» 1672 г.9.

[caption id="attachment_91185" align="aligncenter" width="800"]Келлогг М. К. (Miner Kilbourne Kellogg, 1814 — 1889). Портрет Зефир-Бея (Сефер-Бея Зана), известного черкес-­ ского вождя, аристократа, военного лидера и дипломата. Константинополь, 1845 г. Келлогг М. К. (Miner Kilbourne Kellogg, 1814 — 1889). Портрет Зефир-Бея (Сефер-Бея Зана), известного черкес-­ ского вождя, аристократа, военного лидера и дипломата. Константинополь, 1845 г.[/caption]

Таким образом, составленный западноадыгским князем в Стамбуле (при весьма вероятном участии Д. Уркарта) флаг независимой Черкесии 1836 г. восходит к гербу Кабарды, со­ставленному в Москве в 1672 г. Е. В. Пчелов отмечает, что в отличие от многих гербов «Царского титулярника» «кабардинская эмблема вообще отличается подчеркнуто геральдизированным характером; примечательно наличие в ней центрального щитка (с полумесяцем), имеющего чисто ге­ральдическую форму»10. Данный элемент есть только еще у одного герба этого геральдического свода — у герба «турского салтана». «Сходство геральдических щитков и основных эмблем заставляет думать, — отмечает Е.В. Пчелов, — что прообразом для кабардинского герба послужил турецкий. Основанием для этого было то, что Кабарда, как и Турция, относилась к исламскому миру. А так как она обладала большой самостоятельностью (а не была включена в состав собственно Русского государства, подобно территориям бывших ордынских ханств), то, по сути, представляла собой единственную мусульманскую землю, находившуюся под верховной эгидой русских царей. Это и было отражено в ее гербе»11. Происхождение второго элемента герба «Кабардинской земли» — скрещенных стрел — Е. В. Пчелов объяснить не смог, но подчеркнул существование такого элемента на гербе «Государь Иверские земли» этого же гербовника. Исследователь подчеркивает вероятность того, что эта эмблема (скрещенные стрелы) могла бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”»12.

Родственно и политически связанный13 с кабардинской знатью Сефербей Зан мог использовать местный генеалогический опыт при создании общечеркесского флага. Скрещенные стрелы могут символизировать присягу национального единения. У адыгов существовала традиция принесения клятвы в священном месте, во время которой стороны в знак нерушимости договора ломали стрелу. Так, после принесения клятвы и при скреплении договора кабардинцы ломали стрелы и оставляли их в знак нерушимости слова в Татартупе14.

С. Заноко являлся единственным полномочным черкесским лидером, способным санкционировать создание флага. Дж. Бэлл подчеркивает то обстоятельство, что отбытие Сефербея в Стамбул не было его личным делом, но что предварительно он объездил все области Черкесии и заручился поддержкой «вождей и влиятельных персон, чтобы добиться своего назначения в качестве посла, коему поручено будет обеспечить краю помощь зарубежной державы»15.

Российский посол в Турции Бутенев в письме барону Розену, командующему Кавказским корпусом, подчеркивал это важнейшее обстоятельство: «Он (Сефербей, прим. С. Х.) имел у себя письменно род полномочий, скрепленных печа­тями около 200 горских узде­ней и начальников»16. Период, когда Сефербей совершил объезд различных районов Чер­кесии, по всей видимости, относится к лету и осени 1831 г. В это время он упоминается в состав руководителей народного собрания, которое перемещалось из района Майкопа на Большой Зеленчук, с целью консолидировать все население и привести его к присяге17.

Согласно русскому источ­нику, английский посол лорд Понсонби вел переговоры с князем Сефер-беем, который прибыл в Константинополь в качестве «уполномоченного старшин двенадцати кавказских племен для переговоров с турецким правительством и английскими представителями в турецкой столице». Согласно Дж. Бэллу, «лига, послом которой был на­значен Сефер-Бей, состояла

из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай»18. Кабардинцы здесь не названы, но они были одной из ведущих сил черкесского сопротивления, поскольку в большом числе (более 60 аулов) мигрировали из подавленной А. П. Ермоловым Кабарды в Западную Чер­кесию в 1822 — 1825 гг. Упо­мянутое у Бэлла общество Те­бердех («тебердинцы» русских источников) состояло из этих кабардинских хаджиретов. Наиболее крупный аба­зинский округ Башилбай был представлен в этом отношении (т.е., в наделении полномочия­ми С. Заноко) не только абазинскими старшинами, но и кабардинскими князьями. Кабардинцы были участниками всех абадзехских собраний.

Важно, что Сефербей воспринимал Санджак-Шериф как подобающий символ черкесской борьбы и лично направлял его экземпляры своим соратником в Черкесию. Так, в январе 1838 г. отряд, направленный из Анапы, захватил и сжег его двухмачтовое судно в гавани Озерека, но порох и флаг черкесы успели доставить в аул Остагай, где проживал влиятельный член меджлиса Натухая и Шапсугии Мансур Хаудоко19.

Поскольку С. Заноко являлся де-факто послом при султан­ском дворе, то санкционировать он должен был именно такое знамя, которое подчерки­вало статус Черкесии как го­сударства в составе Османской империи. Княжеская и старшинская (тфокотльская) элиты воспринимали данный статус как наи­более действенный механизм обеспечения факти­ческой независимости своей ро­дины.

______ 1 Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953. С. 108 — 109. 2 Там же. С. 178. 3 Там же. С. 117, 131. 4 Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар. М., 1947. С. 498. 5 Базили К. Очерки Константинополя. М., 2006. С. 61. 6 Адыгские песни времен Кавказской войны. Нальчик, 2005. С. 77, 311. 7 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 414. Д. 300. Л. 83. 8 Максидов А. А. Знамена кабардинских князей и дворян // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, 2003. N 5. С. 142. Рис. 4. 9 Пчелов Е. В. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI — начала XX века. Нальчик, 2007. С. 49. 10 Там же. С. 51. 11 Там же. С. 51–52. 12 Там же. С. 52. 13 Его отец, основатель города и крепости Анапа Мехмед- Гирей Зан являлся родным дядей Атажуки Хамурзина, валия Большой Кабарды. См.: Кабардино-русские отношения. Т. II. М., 1957. С. 370. 14 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С. 136. 15 Бэлл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837 — 1839 годов. Нальчик, 2007. Т. 2. С. 174. 16 Шамиль… С. 101. 17 Дело о восстании абазехов и других горских племен // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 42. Л. 79. 18 Бэлл Дж. Дневник… Т. 1. С. 338. 19 Там же. С. 354; Шамиль… С. 136 — 137.