Национальный музей Адыгеи приглашает на виртуальную выставку об украшениях нацкостюма адыгов
Национальный музей РА предлагает всем желающим ознакомиться с экспозицией «Художественное золото и серебро Адыгеи» на странице @HYPERLINK "https://www.instagram.com/natsionalnyimuzei/"natsionalnyimuzei
Как рассказали в министерстве культуры РА, коллекции женского этнографического благородного металла Национального музея РА позволяют проследить историю развития основных видов украшений – поясов, нагрудных застежек, кулонов и заключить, что на территории древней Черкесии сформировалось хронологически преемственное и территориально единое технологическое и художественно-эстетическое пространство, включенное в евразийский мир культуры.
Адыгские женские украшения условно можно разделить на две группы – фиксированные и съемные.
Фиксированные: тыжьын чы1у – серебряные нагрудные застежки, которые, являясь частью кафтанчика, выполняли первичную утилитарную функцию пуговиц-застежек; тыжьын тэмэтелъ – серебряные наплечные розетки; тыжьын пэ1ошыгу – серебряное навершие шапочки. Съемные: тыжьын бгырыпх – серебряный пояс; тыжьын тхылъылъ – серебряный кулон; тыжьын 1апшъэхъу – серебряный браслет; тыжьын 1алъын/дышъэ 1алъын – серебряное кольцо (перстень)/ золотое кольцо. Серебряные нагрудные застежки являются одним из главных украшений женского праздничного платья. Прототипом серебряных нагрудных застежек – тыжьын чы1у - можно считать полусферические серебряные пуговицы из Белореченских курганов XIV – XV вв., которые застегивались воздушными петлями. Изначально серебряные застежки являлись строго фиксированной составной частью кафтанчика – к1ак1о, который носили под верхним распашным платьем – сай, и они первоначально выполняли утилитарную функцию (кафтанчик застегивался на них от воротничка-стойки до талии). Со временем кафтанчик обретает статус самостоятельного типа верхней одежды, который стали носить поверх платья – джан, а набор серебряных застежек – тыжьын чы1у утрачивает исходную функцию: они статично крепятся на бархатной или атласной манишке с воротничком-стойкой (втор. пол. XIX – нач. XX в.).