Подготовка профессионалов начинается в школе: экспертный доклад
АНО «Национальные приоритеты» представила экспертный доклад «Новые кадры для технологического лидерства: вызовы и решения», в котором определены топ-15 навыков и компетенций, необходимых специалистам для обеспечения технологического лидерства страны. Результаты основаны на опросе более 1000 экспертов из органов власти, общественных организаций, бизнеса и сферы образования. Над содержанием доклада работали 22 эксперта, в том числе представители Государственного Совета РФ, оценившие готовность школьного, среднего профессионального и высшего образования к задачам технологического развития и предложившие меры по преодолению выявленных трудностей.
По словам Владимира Княгинина, члена комиссии «Кадры» Госсовета РФ, вице-губернатора Санкт-Петербурга, научно‑технический прогресс, включающий образование, грамотность, новые технологии и ИИ, является одним из ключевых факторов, с которым граждане, особенно молодежь, связывают представление о лучшем будущем.
Ключевые компетенции
Эксперты назвали приоритетными аналитическое мышление (1-е место; 4,58 балла), способность к обучению и адаптации (4,50), критическое и стратегическое мышление (4,46), логическое рассуждение (4,42) и решение проблем (4,41). Подчеркивается необходимость их развития как в инновационных, так и в традиционных отраслях, наравне с профессиональными навыками.
Роль школы
Главным запросом общества к средней школе эксперты назвали усиление практической направленности программ. Профориентации препятствуют размытые карьерные ориентиры и недостаточная навигация в мире профессий, что впоследствии влияет на выбор и успешность обучения в вузах.
Вызовы высшей школы
По данным доклада, в 2024 году отчислились 32% студентов инженерных направлений, что связывается с нечетким пониманием абитуриентами содержания выбранных специальностей. Отмечен разрыв в качестве подготовки между ведущими вузами и остальными.
СПО и интеграция с бизнесом
Система СПО, по оценке экспертов, демонстрирует высокую адаптивность благодаря федпроекту «Профессионалитет» нацпроекта «Молодежь и дети»: колледжи оснащаются современным оборудованием, применяются практико‑ориентированные программы, организуются стажировки у предприятий‑партнеров с перспективой трудоустройства. Вместе с тем указывается на ограниченные ресурсы отдельных отраслей (например, легкой промышленности) для модернизации колледжей и на невысокие показатели трудоустройства выпускников в первый год. Рекомендации включают стимулирование целевого обучения (в том числе налоговыми льготами для компаний), разработку новых моделей участия бизнеса в трансформации колледжей и меры по улучшению трудоустройства, включая отсрочку от армии при условии последующей отработки.
Системные решения
Авторы доклада предлагают выстраивать у обучающихся явные карьерные и жизненные траектории; расширять дуальное обучение, совмещая теорию в учебном заведении с практикой на предприятии; усиливать практическую составляющую в школах, включая внедрение STEM‑подхода и междисциплинарных форматов с акцентом на исследования и эксперименты; укреплять ценностную основу подготовки кадров, подчеркивая роль патриотизма как мотивационного фактора достижения технологического лидерства; развивать в вузах высокотехнологичные лаборатории, поддерживать проектную и предпринимательскую активность студентов, активнее внедрять нейросети, симуляторы и цифровые платформы в учебный процесс.