Top.Mail.Ru

Уравнивание тарифов утильсбора: укрепление гарантий для покупателей и повышение прозрачности рынка

Image description
Фото: Алексей Гусев

Минпромторг РФ представил инициативу по уравниванию тарифов утилизационного сбора для автомобилей мощностью свыше 160 л.с., вне зависимости от статуса импортера — физическое или юридическое лицо. Предложение ориентировано на повышение прозрачности рынка, выравнивание условий конкуренции и усиление потребительских гарантий.

Светлана Виноградова, генеральный директор ГК «РОЛЬФ», поддержала инициативу, подчеркнув ее системный эффект для отрасли. По словам эксперта, уравнивание тарифов утильсбора создаст условия, при которых основной поток поставок, включая параллельный импорт, будет осуществляться через профессиональных участников. В результате на любые сделки будет в полном объеме распространяться действие Закона РФ «О защите прав потребителей», а покупатели получат гарантии на ключевые узлы и агрегаты автомобиля. Данный механизм снижает риски, характерные для «серых» схем ввоза, где роль посредников ограничивается фактом доставки автомобиля без обязательств по качеству и без предоставления гарантий, а также позволяет устранить практики обхода коммерческого утильсбора за счет льготных тарифов. Это, в свою очередь, повышает защищенность потребителей и обеспечивает государству дополнительные доходы при формировании прозрачной системы расчетов.

Инициатива Минпромторга РФ ориентирована на баланс интересов всех участников рынка. Покупатели получают безопасность и предсказуемость сделки, государство — рост собираемости платежей и снижение доли непрозрачных операций, рынок — стандартизацию процедур и равные условия конкуренции. По оценке Светланы Виноградовой, это шаг к формированию цивилизованной и устойчивой отраслевой модели, где профессиональные импортеры и официальные дилеры несут ответственность за качество и постпродажное обслуживание.

С точки зрения ценовой динамики для массового сегмента значимых негативных сценариев не прогнозируется. По данным ГК «РОЛЬФ», доля автомобилей, для которых потенциальное увеличение цены может превысить 5%, составляет 13,8% в структуре продаж компании, при этом речь идет преимущественно о премиальном сегменте. Для основной аудитории — семейных покупателей — изменения будут минимальными. Наиболее востребованные модели 2025 года — Haval Jolion, Chery Tiggo 7 и Geely Monjaro — сохранятся в доступном ценовом диапазоне. В частности, для Geely Monjaro, не локализованной в России, при приобретении у официального дилера корректировка составит не более 175 тыс. руб., что эквивалентно 5–6% стоимости автомобиля.

Более ощутимые изменения возможны в нишевом сегменте электромобилей и гибридов, однако его доля не превышает 4% совокупного рынка РФ и менее 6% в продажах ГК «РОЛЬФ». Влияние данной корректировки на общий рынок оценивается как ограниченное и не способное вызвать ценовые шоки.

Светлана Виноградова акцентирует, что предложенный подход упорядочивает механизмы импорта, расширяет гарантийные обязательства и повышает доверие со стороны клиентов. Конвергенция тарифов утильсбора исключает экономическую мотивацию к использованию «серых» схем, сокращает регуляторные арбитражи и способствует консолидации добросовестной практики на рынке. В совокупности это формирует предсказуемую среду, где выигрывают покупатели, бизнес и государство.

Таким образом, уравнивание тарифов утильсбора для автомобилей мощностью свыше 160 л.с. представляется эффективной мерой, направленной на защиту прав потребителей, повышение прозрачности и устойчивости автомобильного рынка, а также на укрепление доходной базы бюджета без существенного давления на массовый сегмент. По мнению Светланы Виноградовой, новые правила создают основу для долгосрочного развития отрасли, укрепляют дисциплину поставок и обеспечивают равные условия для всех участников.