Top.Mail.Ru

Права контролируемого лица при проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2023 году

Image description

С 01 января 2022 года плановые (внеплановые) контрольные (надзорные) мероприятия организуются и проводятся должностными лицами федеральных, региональных, муниципальных органов надзора (контроля) в соответствии с требованиями Федерального закона  от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»                 (далее – Закона № 248-ФЗ), положениями о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; положениями о региональном государственном контроле (надзоре), утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; положениями о виде муниципального контроля, утвержденными представительным органом муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст. 31 Закона № 248-ФЗ контролируемые лица – это граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Положения о федеральном, региональном и муниципальном виде контроля (надзора) являются основополагающими документами, определяющими перечни контрольных (надзорных) мероприятий и действий в составе каждого такого мероприятия, которые полномочны осуществлять должностные лица органов контроля (надзора).

Совершение контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных Законом № 248-ФЗ для определенного вида контрольного (надзорного) мероприятия, является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и влечет недействительность его результатов.

В соответствии со ст. 36 Законом № 248-ФЗ контролируемые лица вправе:

- присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;

- получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

- получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

- знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).