Истоки адыгской государственности

В описаниях Черкесии многими авторами, посещавшими страну адыгов в разное время, черкесы предстают зачастую небольшими, абсолютно разобщенными племенами. Такая искусственно заниженная оценка общественных отношений исторической Черкесии не соответствует действительности. Но как бы ни пытались принизить общественный уклад и культурное влияние Черкесии на народы Кавказа, история народа свидетельствует не только о высоких общественных отношениях и особой форме государственных отношений исторической Черкесии.

Одной из актуальных задач историко-правовой науки является изучение происхождения и генезиса государства в различных условиях. Данная проблема в силу ее теоретической и практической значимости стала предметом пристального интереса не одного поколения исследователей. При этом на протяжении довольно длительного времени его содержательная динамика, приоритетность тех или иных аспектов изучения, а также профессиональные оценки зависели от господствующих идеологических предпочтений государства.

  В последние десятилетия, благодаря изменениям, произошедшим в развитии, как самой историко-правовой науки, так и политического климата в стране, появились реальные возможности более взвешенного подхода к пониманию сложных  процессов, связанных с развитием государственности у народов Кавказа.

В истории адыгов государственно-политическая традиция отчетливо проявлялась еще с древних времен. В последние десятилетия усилиями археологов, лингвистов и антропологов установлено, что начало процессов формирования ранней государственности у предков адыгов относится к III тыс. до н. э. В этот период были созданы города-государства, ставшие основой становления Хеттской империи.

Следует отметить, что процессы политогенеза наиболее успешно проходили среди меотских племен, унаследовавших предшествующие культурные и политические традиции. В V в. до н. э. ими была создана Синдика – одно из древнейших рабовладельческих государств на территории нашей страны.

Появление адыгов на исторической арене в первых веках н.э. было связано с формированием Зихского союза. Однако нашествие гуннов в IV в. н.э. прервало процесс образования единого государства. Становление единого древнеадыгского народа завершается в IX в. с образованием Касожского союза.

Говоря об адыгской (черкесской) государственности, важно, прежде всего, отметить, что в середине XV века князь Инал Великий объединил адыгские Земли и создал централизованное феодальное черкесское государство.

Поступательный процесс развития адыгской государственности не прерывался и в XVIII-XIX вв. Это был сложный период в истории адыгов. Общественно-политические преобразования в адыгском обществе были вызваны как внутренними социально-экономическими причинами, так и внешними факторами. Серьёзный отпечаток на политическое развитие адыгов в XIX в. оказала Кавказская война.

Осуществление функций защиты общества и его членов регламентировалось в адыгском (черкесском) обществе принципами Адыгэ Хабзэ. АДЫГЭ ХАБЗЭ – свод неписаных правил, которые регламентировали все стороны взаимоотношений в адыгском обществе. Исполнение этих правил было святой обязанностью каждого члена общества, независимо от того, князь он, дворянин, свободный или вольноотпущенник. Соответствие этим правилам было главной добродетелью наряду с такими понятиями, как мужество, гостеприимство и красноречие. Именно это положение определяло отсутствие в адыгском обществе правоохранительных или надзирательных органов. Они подменялись осознанным отношением каждого члена общества к правам и обязанностям, и, как следствие, Адыгэ Хабзэ идентифицировало адыгов на всей территории исторической Черкесии.

Обретение адыгским народом государственности стало возможным после коренных политических преобразований 1917 г. В результате практической реализации права народов на самоопределение адыги, как и другие народы Северного Кавказа, получили автономию.

27 июля 1922 г. Президиум ВЦИК принял решение об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области (24 августа 1922 г. она была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) автономную область). На момент своего образования Адыгейская автономная область состояла из трех округов, объединивших 45 населенных пунктов.

7-10 декабря 1922 года в ауле Хакуринохабль состоялся I съезд Советов области. Съезд обсудил важнейшие вопросы политического, административного, экономического и культурного строительства, избрал областной исполнительный комитет во главе с известным политическим и государственным деятелем Шахан-Гиреем Умаровичем Хакурате.

 Образование автономии явилось крупным историческим событием в жизни адыгского народа. Оно сыграло большую роль в укреплении местных органов власти. В истории адыгов навсегда останутся  имена тех, кто стоял у колыбели государственности Адыгеи: Мос Шовгенов, Шахан-Гирей Хакурате, Даут Гутекулов, Дмитрий Швец, Казимир Голодович, Казбек Мишуриев, Петр Заема.

В середине 80-х годов в Советском Союзе начались демократические процессы, которые вызвали бурный рост национального самосознания. Конкретным проявлением этих процессов стало преобразование бывших автономных областей в республики.

28 июня 1991 г. V сессия областного Совета народных депутатов приняла Декларацию о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея, в которой нашла отражение воля народов, было подтверждено уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в республике, ответственность за судьбы адыгской нации, всех других народов.

С принятием 3 июля 1991 г. Верховным Советом РСФСР Закона «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР» и 23 сентября 1991 г. постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке и сроках проведения выборов народных депутатов в Советской Социалистической Республике Адыгея в составе РСФСР» произошло окончательное оформление статуса Адыгеи в качестве самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации.

Панеш А. Д.