В Адыгее ученые начали эксперимент по исследованию личности детей-билингвов

21 сентября в Адыгейском госуниверситете состоялся круглый стол по проблемам билингвизма в рамках совместного проекта с Центром языка и мозга ВШЭ.

На нем была представлена презентация Центра языка и мозга Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики».  Директор Центра, д.ф.н., профессор Ольга Драгой дала обзор ключевых исследований Центра, значимое место среди которых занимает проблема дву- и многоязычия.

«Встреча имеет важное значение, так как были обозначены сферы научных интересов обеих сторон — коллектива Центра языка, мозга ВШЭ, научного сообщества Адыгейского госуниверситета —  и выявлены возможные направления для совместной экспериментальной деятельности», — рассказала куратор встречи, зав. каф. англ.фил. Сусанна Макерова.

О деталях первого совместного экспериментального исследования, которое пройдёт с 23 сентября по 3 октября на базе республиканкой гимназии, рассказала научный сотрудник Центра языка и мозга, PhD от Городского университета Нью-Йорка (США), специалист в области видеоокулографии, чтения и херитажного языка Ольга Паршина: «Наше исследование посвящено изучению механизма движений глаз во время чтения на русском, адыгейском и английском языках детьми-билингвами 2 и 5 классов. Для этого мы используем метод видеоокулографии или регистрации движений глаз. Портативный видеоокулограф мы привезли с собой из Москвы; заранее вместе с коллегами из АГУ и гимназии подготовили стимульный материал – предложения на каждом из языков, которые ребятам предстоит читать; впереди – сбор данных».

Позже Ольга Драгой дала лекцию на тему «Экспериментальные психолингвистические исследования билингвизма и этнических языков России», в которой поделилась опытом своего Центра в проведении полевых экспериментальных исследований в Ямало-Ненецком автономном округе, Башкортостане, Израиле.

«По результатам выступления можно сказать, что такая специальная информация рассчитана на подготовленную аудиторию,  и встреча была первым шагом в нашем взаимодействии с Центром языка и мозга. Интерес к проблеме среди юных исследователей есть. Очевидно, что нужно направлять, руководить, что мы и намерены делать совместно. Опыт подобного научно-исследовательского взаимодействия полезен, работает на решение проблем, имеющих практическую значимость. А это всегда конкретный результат», — рассказала куратор встречи зав.каф. англ.фил. Сусанна Макерова.

В ходе круглого стола были обсуждены следующие проблемы:

– Особенности усвоения языка в билингвальной среде: русский и адыгейский;

– Чтение на двух языках: преимущества и трудности;

– Возможные направления исследования усвоения чтения и других навыков детьми (и взрослыми) на базе адыгейского-русского билингвизма;

– Трансформации языковой личности детей-билингвов в плане усвоения второго языка и утраты первого;

– Инновационные цифровые технологии и их использование в социокультурных условиях адыгейско-русского билингвизма.

Прозвучали доклады российских учёных: В.И. Карисика, И.С.Карабулатовой, Х.З. Багирокова. В дискуссии приняли участие преподаватели Адыгейского государственного университета, учителя Адыгейской республиканской гимназии.

«Мы наметили ряд направлений , по которым наше взаимодействие возможно, перспективно и взаимовыгодно. И это не только исследовательская деятельность, это и школы и другие виды образовательной деятельности. Уже есть предварительная договорённость», — добавила Сусанна Рашидовна.

22 сентября состоялась лекция Ольги Паршиной на английском языке. «На лекцию пришли студенты разных факультетов. Самое активное участие в дискуссии приняли студенты факультета иностранных языков, и это естественно, так как рабочий язык — английский. Здорово, что позиция студентов была не как пассивных слушателей, а как активных заинтересовавшихся проблемой юных исследователей», — отметила Ольга Паршина.

Подводя итоги насыщенной двухдневной программы, Ольга Драгой отметила: «Для нас рождающееся здесь и сейчас сотрудничество с Адыгейским университетом очень ценно. Мы часто сталкиваемся с искренним интересом к нашей отрасли науки, но редко, когда за словом так быстро следует дело: еще в августе мы обсуждали наше взаимодействие в теории, а завтра запускаем сбор данных в совместном эксперименте. Это было бы невозможно без огромной подготовительной работы коллег, которую они успели сделать за последний месяц. Я в самом положительном смысле потрясена».